ЧОУ СОШ

Инновационная деятельность

Большое место в воспитательной работе ЧОУ СОШ «Искорка» занимает инновационная деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ. При создании этих программ мы придерживаемся следующих принципов:

- свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности;

- ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребёнка;

- возможность свободного самоопределения и самореализации личности;

- единство обучения, воспитания, развития;

- практико-деятельностная основа образовательного процесса.

 shema 2

Клуб «Интеллектуальный четверг»

«Интеллектуальный четверг» – это собранная и систематизированная информация по определенной теме. Это проект, дающий возможность планирования и содержательного наполнения занятий по общеинтеллектуальному развитию школьников. Заседания клуба «Интеллектуальный четверг» проходят 1 раз в две неделю в специально отведенное в расписании время для внеурочной деятельности. Занятия проходят отдельно для учащихся 1-4 класса и старшей школы. В этом проекте принимают участие все ученики школы. Каждый материал всегда иллюстрируется и сопровождается мультимедийным показом. Проект помогает расширить кругозор, повышает общеинтеллектуальный потенциал детей.

Основу тематики каждого заседания составляет одна семантическая единица, на лексическом уровне чаще всего выражаемая прилагательным (ВЫСОКОЕ, ГЛАВНОЕ, ГЛУБОКОЕ). Например, тема ЯРКОЕ раскрывается в подтемах: 1. Яркая звезда – Солнце; 2. Яркое природное явление – Северное сияние; 3. Яркий талант (Ф. Шаляпин, В. Цой, В. Плотников). Или по теме ИДЕАЛЬНОЕ учениками и учителями освещаются такие вопросы как: 1. Идеальные величины (Международное бюро мер и весов); 2. Идеальная красота (от картин П. П. Рубенса, Б.М. Кустодиева до эпох Твигги и Кейт Мосс); 3. Идеальная преданность (Грейфраерс Бобби, Хатико). А очередное заседание клуба по теме ТУМАННОЕ было спланировано следующим образом: 1. Туманность Андромеды; 2. Туманный Альбион; 3. «Ежик в тумане» Ю. Норштейна.

Информацию по каждому подразделу темы готовит выбранная группа участников клуба (группа формируется на 2-3 занятия, затем ее состав меняется), консультируясь с педагогом-организатором и учителями-предметниками. Основная задача школьников – не только найти необходимую информацию в сети Интернет, в библиотеках и на цифровых носителях, но и адаптировать ее для адекватного восприятия и понимания учащимися в соответствии с возрастными особенностями их познавательных процессов.

Представляя информацию по каждой из включенных в очередное заседание клуба тем, учащиеся или учителя предметники должны полно, красочно и доступно доказать, что их тема заслуживает внимания школьной аудитории. На презентацию каждой из подтем отводится не более 7 (если подтем 3) или 5 (если подтем 4) минут. Такие временные ограничения устанавливаются с целью сохранения заинтересованности в предмете обсуждения учащихся, принимающих участие в проекте в качестве слушателей.

Еще одной немаловажной характеристикой данного проекта является интеграция различных предметных областей или различных курсов одной предметной области в рамках каждого занятия. Так, во время представления темы БЕЛОЕ учащиеся могут обсуждать явление белого шума (физика, математика), белое вещество головного мозга (анатомия), белок и бельков (зоология, экология), повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо» (литература). Ценность подобной группировки состоит в развитии межпредметных связей, в осознании учащимися наличия общего в таких предметах и явлениях, в которых на первый взгляд – например, при изучении указанного материала на учебных занятиях по указанным курсам – не может быть ничего схожего и подобного.

Воспитательные проекты в выходные и каникулы

Социально-педагогическую направленность имеет проект «Дочки-матери», в котором принимают участие девочки вместе со своими мамами.

Спортивно-оздоровительную направленность имеют проекты «Здоровье, бодрость, жизнь!», «Нескучные каникулы».

DSC 0195DSC 0322DSC 0340

DSC 0575DSC 0557DSC 0556DSC 0555 

Авторский проект «Компас» уже много лет помогает школьникам найти себе дело в мире увлечений.

Проект «Интеллектуальные каникулы» развивает интеллект учащихся методом погружения. Каждый новый день каникул посвящен новой теме.

DSC 0617DSC 1005DSC 0456DSC 0457DSC 0458

Проект «КЛАСС!ные батлы» впервые был проведён в 2012-2013 уч. году, направлен он на приобретение социального опыта, развитие интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей, коллективизма учащихся начальной школы.

"Интеллектуальный марафон"

Для проверки полноты и прочности знаний, полученных в рамках экспериментальных познавательно-досуговых проектов («Интеллектуальный четверг», «Дни чествования учебных предметов» (День Царскосельского лицея, Дни английского языка и др.), «Интеллектуальные каникулы») мы разработали и реализовали проект «Интеллект-марафон».

 DSC 0377DSC 1528DSC 1532

По окончании I и II полугодия для всех учащихся размещаются вопросы и задания на специально отведенных для этого площадках. Свободный доступ к возможным заданиям проекта прекращается за один день до начала марафона. Именно возможность ознакомиться с содержательной стороной проекта заранее и «освежить» в памяти факты, события, явления, с которыми учащиеся познакомились во внеурочной деятельности, является одной из отличительных характеристик «Интеллект-марафона», не ставящих его в один ряд с такой формой организации как школьная олимпиада.

День "Билингвального обучения"

В настоящее время большое внимание педагогов-практиков уделяется вопросам билингвального обучения, т.е. обучения параллельно на двух языках, чаще всего – родном и иностранном. Несколько переработав данную педагогическую стратегию, мы считаем правомерным говорить о возможности (хотя бы в рамках проведения предметного дня) «монолингвального» иноязычного обучения, т.е. использования лишь иностранного языка как средства взаимодействия в процессе обучения и воспитания. Применение иностранного языка учащимися с различными уровнями владения им в различных ситуациях вынужденного общения позволили создать в течение дня условия для «погружения» учащихся в коммуникацию, появления языковой среды – кратковременной, но очень важной для возникновения мотивации к общению на иностранном языке в дальнейшем.

В раках экспериментальной работы этот принцип был реализован следующим образом: все учебные занятия и внеурочные этапы проекта презентовались на английском языке. Естественно, инструкции по выполнению заданий и содержание занятий варьировались по уровням языковых компетенций, доступных для достижения на каждой из ступеней обучения.

DSC 0364

В рамках реализации проекта «День английского языка» в педагогический процесс было включено максимальное число учащихся в роли преподавателей. Уровень владения иностранным языком многих учащихся 8-9 классов достаточен для того, чтобы вести уроки, выступать в роли классных руководителей и проводить внеурочные мероприятия.

Говоря о внеурочной деятельности в рамках данного познавательно-досугового проекта, мы считаем необходимым остановиться на нескольких моментах, характерных для Дня английского языка с любой заявленной темой (темы для этого дня выбираются самые разнообразные: «Британия праздничная», «Семейные традиции США, Великобритании, России», «Ныряй в английский!», «Британия и Россия: они и мы», «Международный музыкальный калейдоскоп» и др.).

DSC 0290DSC 0308DSC 0385DSC 0407

В зависимости от тематики дня внеурочная деятельность имеет самую разнообразную форму и содержание, являясь не только продуктивным, но и перцептивным (восприятие на слух и зрительное восприятие). Так, большая перемена была использована для проведения презентации видеоклипа «Музыкальное путешествие в 80е-90е-новое тысячелетие», снятого и смонтированного учащимися на занятиях в клубе английского языка, квестов в реальном времени «Поиски новогоднего клада» и «По следам леприконов», постановки пантомимы на основе песни S. Vega «Tom’s Diner», флеш-моба «Калейдоскоп британских праздников», беспроигрышной лотереи «National Riddles, Puzzles even more», игровой площадки «Туманные игры».

Одним из наиболее продолжительных в рамках проведения Дня английского языка во внеурочной деятельности является путешествие по станциям, требующее активного включения в иноязычное взаимодействие всех учащихся.

"Музыкальный клуб"

В современных условиях засилия образцов массовой и поп-культуры большинство учащихся не имеют представление о наличии множества культурных пластов во всех жанрах и видах искусства. Познание, в частности, в музыке ограничиваются лишь исполнителями и проектами, находящихся в ротации музыкальных каналов, с одной стороны, а с другой – персоналиями (реже – названиями произведений) классических композиторов, изученных в рамках уроков музыки. Однако, этого явно не достаточно для формирования у школьника полного представления о многогранности и неоднозначности музыкальной картины мира. Для реализации последнего в школе организована работа «Музыкального клуба».

Целями и задачами проекта являются: формирование навыка грамотного восприятия музыкальных произведений различных форм, жанров и направлений; развитие осознанной потребности в периодическом ознакомлении с классическим и современным музыкальным материалом; знакомство учащихся с базисными теоретическими вопросами музыкальной стилистики.

DSC 1639  img 0022  DSC 0039  DSC 0965  DSC 0987  DSC 0764

Для проведения «Музыкального клуба» используются следующие формы: концерт, концерт-лекция, концерт-дискуссия, концерт-практикум. В проекте участвуют учащиеся 1-11 классов, периодичность проведения - 1 раз в месяц.

Конкурс знатоков земли русской "Ольга"

Инновацией в вопросе воспитания патриотизма и любви к своей родине стал конкурс знатоков истории земли русской «Ольга». День открывает исторический экскурс в эпоху правления княжны Ольги. Затем ребят ждут интересные, информативные уроки. Продолжает день истории рассказ о народном костюме, русской музыке, народных музыкальных инструментах, русской культуре, подготовленные гостями «Искорки» – экскурсоводами Музея народной культуры. Затем состоится конкурс знатоков «Ольга», во время которого ребята с 6 по 11 класс могут продемонстрировать свои знания, интеллект, эрудицию в области истории Древней Руси.

DSC 1024DSC 1169DSC 1228

Клуб иностранного языка
"Английский язык с мисс Полиглотти"

Изучение иностранного языка в общеобразовательной школе нацелено на приобретение школьником возможности использовать язык в качестве средства межкультурной коммуникации в диалоге культур, традиций, интеллектуальных наследий народов мира. На самом первом этапе овладения английским языком – в начальной школе, и в частности и особенности - в 1 классе, основной задачей является создание определенной платформы, базиса для возникновения интереса к изучению языка, причем не только в чисто лингвистическом или социокультурном свете, а прежде всего психологической готовности, первых ростков мотивированного изучения и использования английского языка. В рамках нашей школы для данных целей была разработана авторская образовательная программа по английскому языку «Клуб иностранного языка «Английский с Мисс Полиглотти».

На занятиях клуба его основатели и гостеприимные хозяева – Mr. Rule (Мистер Рул (Правило) и Miss Poliglotti (Мисс Полиглотти) – помогают ребятам делать первые шаги в овладении иноязычной речью и культурой.

Miss Poliglotti Мисс Полиглотти знакомит ребят с обычаями и традициями англоязычных стран, демонстрирует, как замечательно знать много языков – быть полиглотом. Mr. Rule обучает ребят правилам произношения английского языка. Каждое занятие является логическим продолжением предыдущего занятия, интересной историей с использованием материала английского языка. Для поддержки высокого интереса и активизации мыслительных процессов обучаемых при изучении английского языка, используются разнообразные лексические, подвижные игры, фонетическая сказка, простые сюжетные диалоги (в контексте игры) для отработки разговорных навыков. В рамках авторской программы обязательным является использование на каждом занятии массового детского пения, исполняя слова песен в сопровождении танцевальных движений в течение 4-5 мин. ребята не только отдыхают и получают радость от забавных движений, но и усваивают фразы английского языка, повторяя за хозяевами клуба несложные движения. В рамках данной авторской программы «Английский с Мисс Полиглотти» предусмотрен просмотр несложных мультфильмов на английском языке.

Результаты, достигнутые ребятами на занятиях, демонстрируются на родительских собраниях для того, чтобы вовлечь родителей в процесс освоения их детьми иноязычной речью, показать им необходимость поддерживать ребят, приобретая для них обучающие компьютерные программы по языку, книги, диски с мультфильмами на английском языке. Тем самым обеспечивается преемственность не только в связке детский сад – школа, но и детский сад – школа – семья.

DSC 0339DSC 0342DSC 0309

Использование игровых технологий, театрализации, аутентичного и учебного музыкального материала, элементов квест-технологий, заданий на развитие темпоритмических способностей нацелено на преодоление ошибкобоязни, снятие стрессовых моментов, которые очень часто встречаются на начальном этапе обучения, и, как итог, достижение психологической и интеллектуальной готовности к продолжению изучения английского языка на учебных занятиях во 2 классе.

Продолжение начатой в первом классе программы «Английский с Мисс Полиглотти» осуществляется во втором классе, в рамках клуба английского языка «Dive into English».

Клуб «Dive into English»

DSC 0376DSC 0297DSC 0294DSC 0295DSC 0100DSC 0102